Правовые риски

В связи с тем, что Эмитент осуществляет основную деятельность на территории РФ и не осуществляет экспорт товаров, работ и услуг, для эмитента возможны правовые риски, возникающие при осуществлении деятельности на внутреннем рынке, что характерно для большинства субъектов предпринимательской деятельности, работающих на территории Российской Федерации. Правовые риски, в частности, связаны с неоднозначными трактовками норм законодательства, которые могут вести к некорректному исчислению и уплате налогов. Для их снижения бухгалтерией эмитента совместно со службой правового обеспечения постоянно ведется работа по усовершенствованию методологии по расчету сумм налогов к уплате и контролю ее соответствия действующему законодательству. Кроме того, существуют риски потерь, связанных с изменением законодательства, а также некорректным юридическим оформлением документов и сопровождением деятельности эмитента. Для минимизации таких рисков практически все операции эмитента проходят обязательную предварительную юридическую экспертизу. Для эмитента существует риск изменения законодательства, регулирующего акционерные и корпоративные взаимоотношения. ОАО «МРСК Урала», как эмитент, подвержено рискам обжалования акционерами Общества крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (при совершении таких сделок без надлежащего предварительного одобрения советом директоров или общим собранием акционеров, а также одобренные с нарушением установленного порядка). Для минимизации указанных рисков при осуществлении договорной работы в обязательном порядке осуществляется предварительный правовой анализ заключаемых сделок на предмет наличия оснований проведения предварительных корпоративных процедур, предусмотренных действующим законодательством и/или уставом. В случае необходимости соответствующие сделки выносятся на рассмотрение компетентных органов управления компании. Риски, связанные с взаимоотношениями с акционерами включают в себя, в частности: риски, связанные с учетом прав на акции; риск «корпоративного шантажа» со стороны акционеров; риск осуществления недружественно настроенными акционерами действий, направленных на срыв общих собраний акционеров. Для минимизации данных рисков ведение реестра акционеров Эмитента осуществляет профессиональный регистратор, имеющий значительный опыт работы на российском фондовом рынке. Также ОАО «МРСК Урала» осуществляет комплекс мер, направленных на информационное взаимодействие с акционерами.

Риски, связанные с изменением законодательства о валютном регулировании и контроле, практически не будут сказываться на деятельности Эмитента, так как Эмитент не планирует осуществлять свою деятельность за пределами Российской Федерации. Цены на услуги Эмитента устанавливаются в национальной валюте, а расчеты, проводимые Эмитентом, не относятся к расчетам с иностранными поставщиками. Как и любой иной субъект хозяйственной деятельности, эмитент является участником налоговых отношений. В настоящее время налоговые правоотношения в РФ регулируют Налоговый кодекс, ряд федеральных законов, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законы субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Соответствующие нормативные акты нередко содержат нечеткие формулировки, либо оперируют терминами, не имеющими конкретного определения. Кроме того, Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба РФ, уполномоченные давать официальные разъяснения налогового законодательства, зачастую дают разъяснения и комментарии противоречащие как нормам налогового законодательства, так и сложившейся по определенным категориям дел судебной практике. Фискальные органы при этом руководствуются такими подзаконными актами и разъяснениями указанных государственных органов, которые направлены исключительно на пополнение бюджетов разных уровней, при этом нередко нарушая права и законные интересы налогоплательщика. Подготовка и предоставление налоговой отчетности вместе с другими элементами системы регулирования налоговых правоотношений находятся в компетенции, прежде всего, налоговых органов, имеющих право производить доначисление сумм налогов и сборов, начислять пени, налагать значительные штрафы. Вследствие этого налоговые риски в России существенно превышают аналогичные риски, характерные для стран с более развитой рыночной экономикой и системой налогового законодательства. Налоговый риск может иметь ряд проявлений: вероятность введения новых видов налогов и сборов, возможность увеличения уровня ставок действующих налогов, расширение налоговой базы, изменение сроков и порядка уплаты налоговых платежей, предоставления и сдачи налоговой отчетности. Наиболее значимым для Эмитента риском в данной области является риск увеличения налоговых ставок. Руководство эмитента считает, что Компания в полной мере соблюдает налоговое законодательство, касающееся ее деятельности, что, тем не менее, не устраняет потенциальные риски привлечения ее к налоговой ответственности в случае изменений в государственной фискальной политике в отношении отдельных налогов и сборов, а также изменения (не в пользу налогоплательщика) судебной практики по отдельным категориям налоговых дел. Изменения законодательства в области налогов и сборов в 2013 г. существенно не влияли на финансовые интересы эмитента. Среди них можно выделить изменение процедуры обжалования актов налоговых органов, процедуры проведения проверок, изменение законодательства по вопросам контролируемых сделок, изменение законодательства в части оформления корректировочных счетов фактур, в целях исчисления налога на прибыль – изменения по вопросам определения остаточной стоимости основных средств, начисления амортизационных премий, учета расходов на мобподготовку и иные изменения НК РФ. Эмитент планирует свою дальнейшую финансово-хозяйственную деятельность с учетом этих изменений.

В настоящий момент и в отчетный период деятельность Эмитента не связана с операциями, регулируемыми законодательством о таможенном и валютном контроле. Соответственно, изменение правил таможенного контроля и пошлин не является существенным правовым риском для ОАО «МРСК Урала». Основной вид деятельности Эмитента – оказание услуг по передаче электрической энергии и услуги по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям – в соответствии с законодательством РФ не подлежит лицензированию. Изменения указанного закона не влияли на текущую деятельность Эмитента, поскольку не касались тех видов деятельности, которые осуществляет Эмитент. В случае изменения/предъявления требований по лицензированию основной деятельности Эмитента, Эмитент примет необходимые меры для получения соответствующих лицензий и разрешений.

Приказом ФСТ России №209-э/1 от 11.09.2012 г. утверждены новые Методические указания по определению платы за техприсоединение к электрическим сетям, которые вступили в силу с 11.12.2012 г. Существенно поменялись принципы и подход к расчетам размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. При определении размера платы, утвержденные на текущий момент тарифные ставки по техприсоединению оказались снижены по сравнению с предыдущими, поскольку новой методикой не предусмотрены:

  1. Учет затрат в составе платы за технологическое присоединение следующих мероприятий: организация автоматизированного учета электроэнергии; организация телемеханики (телеуправления, телеизмерения):организация устройств релейной защиты и ПА, организации связи, компенсация емкостных токов.
  2. Учет налога на прибыль.

Кроме этого, ФСТ и региональные органы тарифного регулирования декларируют заявителям право самостоятельно выбрать вид тарифной ставки за технологическое присоединение – оплата по формулам платы, определенным на основании стандартизированных тарифных ставок, или по ставкам за единицу максимальной мощности. В текущей ситуации это несет значительные экономические риски для компании, т.к. заявитель всегда будет выбирать более дешевый вариант расчета платы и соответствующий вид ставок. Плата заявителя, сформированная таким образом, не всегда будет в полной мере компенсировать затраты сетевой организации на его присоединение, что для компании отражается негативным финансовым результатом в деятельности по технологическому присоединению. В 2012 г. принято Постановление Правительства РФ №442 от 04.05.2012 г., которым утверждены основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии; правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии.